Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
ЧТЗ Б10М представляет собой мощный бульдозер, выпускаемый Челябинским тракторным заводом. Модель относится к 10 тяговому классу и считается одной из наиболее распространенных машин своего сегмента. Популярность техники обуславливается надежностью основных узлов и простотой управления.
Базой для создания серии ЧТЗ Б10М стал трактор ЧТЗ Т10М. Семейство появилось на рынке в 2004 году, после чего неоднократно модернизировалось. В процессе доработки улучшились ключевые параметры машины, что позволяло ей оставаться конкурентоспособной.
ЧТЗ Б10М используется для разработки грунтов 1-3 категории без дополнительного рыхления и грунтов 4 категории с предварительным рыхлением. Модель нашла широкое применение в газовой, горной и нефтяной промышленности, в сельском и лесном хозяйстве, в строительной сфере. Большая мощность позволяет машине справляться со значительным объемом работ. ЧТЗ Б10М может эксплуатироваться практически в любых климатических условиях. Высокогорье до 3000 м и повышенная влажность технике не страшны. Бульдозер также способен работать в температурных условиях от -50 до +40 градусов.
Серия ЧТЗ Б10М включает порядка 80 модификаций.
Наиболее востребованные версии:
- ЧТЗ Б10М.0101-1Е – модель с гидроцилиндром перекоса и полусферическим отвалом;
- ЧТЗ Б10М.0111-1Е – аналог ЧТЗ Б10М.0101-1Е с другим типом тележки (5 катков);
- ЧТЗ Б10М.0101-ЕН – вариация с однозубым рыхлителем и полусферическим отвалом;
- ЧТЗ Б10М.0001-ЕН – аналог ЧТЗ Б10М.0101-ЕН с гидромеханической трансмиссией;
- ЧТЗ Б10М.0111-ЕН – версия с полусферическим отвалом, однозубым рыхлителем, гидромеханической КП и пятикатковой тележкой;
- ЧТЗ Б10М.0001-ЕР – бульдозер с гидромеханической КП и шестикатковой тележкой;
- ЧТЗ Б10МБ.0121-2В4 – болотоходная модель с прямым отвалом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧТЗ Б10М
Габаритные размеры:
- длина без навесного оборудования – 4325 мм;
- длина с базовым отвалом – 5552 мм;
- длина с базовым отвалом и однозубым рыхлителем – 6720 мм;
- ширина без навесного оборудования – 2480 мм;
- высота по выхлопной трубе – 3055 мм;
- высота по крыше кабины – 3140 мм;
- гусеничная база – 2880 мм;
- клиренс – 430 мм.
Масса бульдозера без навесного оборудования составляет 15330 кг. Масса в полной комплектации с отвалом и рыхлителем увеличивается до 19570 кг.
ДВИГАТЕЛЬ
Для ЧТЗ Б10М предлагаются 2 типа силовых установок, функционирующих на дизельном топливе:
- 4-тактный рядный двигатель Д-180;
- 4-тактный V-образный мотор ЯМЗ-326Н-3 от ярославского завода «Автодизель».
Агрегат Д-180 используется в огромном количестве машин и отличается неприхотливостью. Ресурс эксплуатации до капитального ремонта составляет 10000 моточасов. Конструкция мотора предполагает наличие турбонаддува и системы фильтров. Запуск выполняется с использованием пускового механизма или стартера. Эксплуатация двигателя возможна при температуре от -50 до +40 градусов.
Характеристики двигателя Д-180:
- рабочий объем – 14,18 л;
- мощность – 132 (180) кВт (л.с.);
- удельный расход горючего – 160 г/л.с. в час;
- число цилиндров – 4;
- диаметр цилиндра – 150 мм.
Двигатель ЯМЗ-326Н-3 обладает улучшенными техническими характеристиками и считается более современным. Запуск осуществляется при помощи стартера. Конструкция агрегата сложнее, потому стоимость его обслуживания и ремонта выше.
Характеристики мотора ЯМЗ-326Н-3:
- рабочий объем – 11,15 л;
- мощность – 140 (190) кВт (л.с.);
- удельный расход горючего – 162 г/л.с. в час;
- число цилиндров – 6;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
Топливный бак бульдозера вмещает до 320 л горючего.
УСТРОЙСТВО
Бульдозер ЧТЗ Б10М унифицирован с трактором ЧТЗ Т10М (большая часть элементов машин схожа). Изменению при разработке бульдозера подверглись лишь двигатель, топливная система и отдельные элементы конструкции. В основе техники лежит мощная несущая рама, дополнительно усиленная пространственной системой сварного типа с лонжеронами. Данная структура опирается на тележки, имеющие 3-точечную подвеску и соединенные с балансирной балкой с микроподрессориванием. Подобная схема обеспечивает плавность хода. В ходовой части используются гусеницы с уплотненным шарниром.
Параметры ходовой части:
- число опорных катков с каждой стороны – 6;
- число поддерживающих катков с каждой стороны – 2;
- ширина колеи – 1880 мм;
- ширина базового башмака – 500 мм;
- удельное давление на грунт – 0,055 МПа.
В стандартном исполнении ЧТЗ Б10М оснащается гидромеханической трансмиссией с планетарной реверсивной 3-скоростной коробкой передач и 2-ступенчатым редуктором с шестернями цилиндрической формы. Трансмиссия отличается плавностью хода и высокой эффективностью работы. Выбор передачи осуществляется без снижения мощности.
Диапазон скоростей движения (вперед/назад):
- 1 передача – 0-3,61/0-4,48 км/час;
- 2 передача – 0-6,4/0-7,49 км/час;
- 3 передача – 0-10,1/0-12,5 км/час.
Для бульдозера также доступна механическая 8-скоростная трансмиссия с гидросервером управления поворотным механизмом. Отдельные версии комплектуются доработанной коробкой передач без муфты сцепления. Взаимодействие с двигателем выполняется при помощи упругой муфты и карданного вала. Данная трансмиссия проста в ремонте и обслуживании и имеет большую производительность.
Навесное оборудование управляется при помощи раздельно-агрегатного гидравлического комплекса.
В бульдозере ЧТЗ Б10М применяется жесткая каркасная кабина, сделанная из металла. Панорамное остекление обеспечивает полный круговой обзор. Специальная отопительная установка с несколькими режимами работы имеет высокую эффективность и позволяет работать на технике даже в экстремально холодном климате Крайнего Севера. Опционально может устанавливаться дополнительный отопитель масляного типа. Для водителя предусмотрено кресло Pilot с виброизоляцией и повышенным уровнем комфорта. Сиденье имеет несколько регулировок для настройки с учетом роста и веса оператора. Органы управления расположены в непосредственной близости от водителя. По заказу кабина дополняется защитой от падающих предметов (актуально для строительной сферы и лесной промышленности).
ЦЕНА ЧТЗ Б10М
Стоимость новых бульдозеров ЧТЗ Б10М начинается от 3,7-3,9 миллионов рублей. На рынке доступно много б/у версий.
Цены на подержанные экземпляры:
- 2004-2006 год – 870-980 тысяч рублей;
- 2009-2011 год – 1,8-2,1 миллиона рублей;
- 2014-2016 год – 3,1-3,4 миллиона рублей.