Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
ДЭТ 250 (дизель-электрический трактор 250) представляет собой бульдозер 25 тягового класса. Выпуском серии занимался Челябинский тракторный завод. Модель стала первым представителем семейства спецтехники с электрической трансмиссией (дебютным советским энергонасыщенным промышленным бульдозером). Первые образцы машины появились в 1957 году, а показ бульдозера состоялся 1 мая. Модель была выполнена в формате трактора с рыхлителем и бульдозерным оборудованием, а основной упор разработчики сделали на увеличение производительности и силовых характеристик.
ДЭТ 250 получил широкое распространение по всей стране. Производство серии осуществлялось с 1961 по 2013 год, но даже сегодня полноценных аналогов данного бульдозера не выпускает ни отечественная, ни иностранная промышленность.
Модель имела большие габариты и не была предназначена для эксплуатации в городской черте. Основным направлением использования ДЭТ 250 считались отрасли, где были востребованы машины с высокой производительностью (нефтегазовая и горнодобывающая сферы). Бульдозер регулярно использовался при строительстве гидротехнических сооружений, шоссейных дорог и железнодорожных путей. Область использования ДЭТ 250 во многом определялась типом установленного навесного оборудования. В задней части машины могли монтироваться траншейные, землеройные и бурильные устройства.
Выпускаемые модификации:
- ДЭТ-250 – базовая версия;
- ДЭТ-250М – модель для эксплуатации на мерзлых и каменистых грунтах;
- ДЭТ-250М2 – модернизированный вариант ДЭТ-250.
- ДЭТ-250М2Б – модификация с разрыхлительным отвалом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (базовое исполнение без оборудования/с отвалом/с отвалом и рыхлителем):
- длина – 6620/7370/9440 мм;
- ширина – 3180/4250/4250 мм;
- высота – 3215/3215/3680 мм;
- гусеничная база – 3218 мм.
Конструкционная масса бульдозера составляет 32300 кг. При наличии базового отвала масса увеличивается до 37500 кг, при установке базового отвала и рыхлителя – до 41500 кг.
В стандартной комплектации ДЭТ 250 оснащается полусферическим неповоротным отвалом. Оборудование имеет следующие параметры:
- ширина – 4230 мм;
- высота – 1850 мм;
- максимальная высота подъема – 1400 мм;
- максимальное заглубление – 370 мм;
- угол резания – 55 градусов;
- предельный угол перекоса – 10 градусов;
- объем призмы волочения – 10,5 куб.м;
- масса – 5200 кг.
Основным задним оборудованием считается однозубый рыхлитель со следующими параметрами:
- максимальная глубина проникновения – 1185 мм;
- угол рыхления – 45 градусов;
- масса – 3500 кг.
ДВИГАТЕЛЬ
ДЭТ 250 комплектовался 4-тактным мотором В-31М2, который выделялся среди других двигателей своими размерами и мощностью. Агрегат получил жидкостную охлаждающую систему с эжекционной вентиляционной системой, нераздельную камеру сгорания и непосредственный впрыск топлива. Механизм очистки был представлен 2-ступенчатым воздухоочистителем с 2 фазами очистки (мокрой и эжекционной). Система смазки комбинированная (очистка происходила в центрифуге).
Параметры агрегата В-31М2:
- рабочий объем – 38,88 л;
- номинальная мощность – 237 (323) кВт (л.с.);
- номинальные обороты – 1400 об/мин;
- количество цилиндров – 12 (V-образное расположение);
- диаметр цилиндров – 150 мм;
- запас крутящего момента – 11%.
Среднее потребление топлива составляет 45,3 л/час. Топливный бак бульдозера вмещает до 700 л горючего.
УСТРОЙСТВО ДЭТ 250
Базой для построения бульдозера служит рама, которая состоит из картера заднего моста и 2 лонжеронов. Элементы соединены при помощи сварки. Для дополнительного усиления используются поперечины и днище, сделанное из стального листа. Внутренние полости лонжеронов используются для подачи воздушной массы к охлаждающей системе.
Ходовая часть ДЭТ 250 является стандартной и базируется на прямоугольных сварных тележках, жестко скрепленных с основной рамой. На тележках устанавливаются катки с индивидуальной торсионной подвеской. Натяжение гусеничной цепи регулируется при помощи гидравлического механизма.
Характеристики ходовой части:
- число опорных катков (одна гусеничная лента) – 6;
- число поддерживающих катков (одна гусеничная лента) – 4;
- число звеньев (одна гусеничная лента) – 56;
- шаг звена – 218 мм;
- ширина башмака – 560/690 мм;
- ширина колеи – 2450 мм;
- удельное давление на грунт – 0,093 МПа.
ДЭТ 250 имеет уникальную электромеханическую бесступенчатую трансмиссию, работающую от постоянного тока. Скорость и тяговое усилие бульдозера регулируются без переключения передач на основе показателя внешней нагрузки. Трансмиссия использует силовой генератор, электродвигатель ЭДН 196, планетарные механизмы, основную и конечную передачи. Предельная частота вращения генератора составляет 2550 об/мин, напряжение в сети – 220 кВт. В приводе генератора находится косозубый цилиндрический мультипликатор.
В состав трансмиссии также входят бортовые планетарные редукторы. Первая скорость редукторов используется для выполнения операций, вторая – для перемещения между площадками. Максимальная скорость движения составляет 15,2 км/час (вперед/назад), рабочая скорость – 1,2 км/час. Предельное тяговое усилие – 377 кН. В ДЭТ 250 трансмиссия считается наиболее сложным и проблемным элементом.
Управление бульдозером выполняется посредством тормозов в бортовых передачах и блокировочного фрикциона. В системе привода применяется гидравлический усилитель, функционирующий от распределителя с рычагом управления. Включение реверса выполняется при помощи электрического переключателя.
Гидравлическая система базируется на 2 основных насосах. В конструкции предусмотрена дополнительная гидросистема с 1 насосом. Максимальное давление в системе составляет 10 МПа.
Кабина ДЭТ 250 сделана из стального листа и дополнительно обшита тепловой и шумовой изоляцией. По своим параметрам она соответствует нормам, действующим в 1960-1970-х годах. Базовое оборудование кабины включает отопитель и вентилятор, что позволяет работать даже в сильные морозы. В летнее время вентилятор применяется для подачи воздуха в салон. Водительское сиденье достаточно удобно и имеет несколько настроек. Для последних версий бульдозера доступна установка кондиционера (опция).
ЦЕНА ДЭТ 250
На рынке предлагаются только б/у версии ДЭТ 250.
Примерная стоимость моделей с учетом года выпуска:
- 1993-1995 год – 0,9-1,3 млн рублей;
- 1999-2001 год – 2,4-4,6 млн рублей;
- 2006-2008 год – 6,1-7,9 млн рублей.