Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Дебют бульдозера ДЗ 109 состоялся весной 1988 года. Модель получила хорошие отзывы экспертов, вскоре став одной из наиболее востребованных машин данного класса. В качестве базы для техники выбрали трактор Т-170 (в тот период большинство бульдозеров разрабатывалось на основе тракторов). Технические характеристики ДЗ 109 оказались на высоком уровне, что и помогло бульдозеру завоевать популярность у потребителей. Модель относилась к десятому тяговому классу и предназначалась для эксплуатации в различных зонах (умеренный климат, крайний Север, тропические страны).
Базовая версия ДЗ 109 предназначалась для транспортировки и разработки грунта I-IV категорий. Также выпускались версии ДЗ 109Б и ДЗ 109ХЛ. Последняя модель могла комплектоваться рыхлительным устройством типа ДП-26С для работы в условиях сильных морозов.
Серия ДЗ 109 использовалась для следующих видов работ:
- разработки траншей, каналов, ям с отсыпкой грунта;
- снятия пустой породы или плодородного слоя грунта;
- засыпки выемок и срезки косогоров;
- планировки территории передним или задним ходом;
- погрузки материалов с лотка;
- корчевания пней, деревьев;
- очистки территории от камней, снега;
- толкания скреперов.
Бульдозер используется при строительстве, очистке дорог и трасс, добыче полезных ископаемых и прокладке трубо- и газопроводов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры:
- длина с базовым рабочим оборудованием – 4600 мм;
- ширина – 2480 мм;
- высота – 3180 мм;
- дорожный просвет – 92 мм;
- гусеничная база – 2517 мм.
Конструкционная масса техники составляет 15000 кг. Тяговый класс – 10.
Рабочее оборудование ДЗ 109 представляет собой механизм, состоящий из универсальной рамы, упряжных шарниров, силового капота, толкателей с раскосами, поворотного отвала и растяжки. Поднятие и опускание оборудования относительно шарниров выполняется посредством 2 гидроцилиндров двойного действия. Упряжные шарниры привариваются к раме гусеничной тележки. Угол резания для отвала в номинальной величине составляет 55 градусов (предельное отклонение – 5 градусов).
Характеристики отвала:
- емкость – 4 куб.м;
- наибольшее заглубление – 535 мм.
Заправочные емкости:
- топливный бак – 300 л;
- охлаждающая система – 60 л;
- гидравлическая система – 100 л.
ДВИГАТЕЛЬ
Бульдозер ДЗ-109 комплектовался 2 типами моторов: Д 160 и Д 180.
В основе агрегата Д 160 лежал блок цилиндров с кривошипно-шатунным механизмом. Блок цилиндров был сделан в формате монолитной чугунной конструкции с перегородками. Для гашения вибраций, производимых двигателем, устанавливался уравновешивающий механизм (его монтировали в нижней части блока). Охлаждение осуществлялось при помощи жидкостной системы с принудительной циркуляцией теплоносителя (антифриз или вода). Топливная система состояла из форсунок, бака, системы фильтров и ТНВД.
Параметры двигателя Д 160:
- рабочий объем – 14,48 л;
- мощность – 125 (170) кВт (л.с.);
- количество оборотов – 1250 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 1098 Нм.
Мотор Д 180 представлял модернизированную версию агрегата Д 160. Запас крутящего момента двигателя в сравнении с предшественником вырос на 25%. Его использование значительно повышало технические параметры бульдозера. Мощность агрегата составляла 180 л.с., при этом по уровню расхода топлива он практически не отличался от мотора Д 160.
Оба двигателя выделялись неприхотливостью и высокой ремонтопригодностью. Выполнить замену отдельных элементов оператор мог в полевых условиях.
УСТРОЙСТВО ДЗ 109
Основу бульдозера составляет рама с прямоугольным сечением, сваренная из листового проката. Элемент считается универсальным, поскольку помимо стандартного бульдозерного отвала на него можно монтировать снегоочиститель, корчеватель и другие устройства. Рама представлена 2 симметричными полурамами, сваренными посередине. В области соединения присутствуют шаровая головка (спереди) и усилительная планка (сзади). К концам полурам приварены неподвижные полусферы. На верхней полке приварены 3 кронштейна, куда вставляются пальцы толкателей. Три опоры обеспечивают три положения отвала (левое, правое, прямое).
По большинству элементов бульдозер ДЗ 109 унифицирован с трактором Т 170. Тележечная ходовая часть базируется на полужесткой 3-точечной подвеске с жесткой балансирной балкой, дополненной микроподрессориванием. Данная подвеска обеспечивает оптимальное использование веса техники при работе с оборудованием (в сравнении с классической рессорной подвеской достигаются улучшенные показатели). Опорные и поддерживающие катки и натяжное колесо устанавливаются на рамы гусеничных тележек, которые сделаны из прямоугольных труб.
Характеристики ходовой части:
- количество катков – 5;
- ширина колеи – 1880 мм;
- удельное давление на поверхность – 0,076 МПа.
Трансмиссия ДЗ 109 представлена четырехвальной коробкой передач и постоянно замкнутой гидросервированной муфтой сцепления сухого трения. Техника имеет 8 скоростей вперед и 4 скорости назад. Доступны модификации с ходоуменьшителем и валом отбора мощности. При блокировке первой скорости, ускоренного и нормального диапазонов коробка передач трансформируется в 6-ступенчатую. Скорость движения вперед варьируется от 4 до 10,5 км/час, скорость движения назад – от 4 до 12 км/час.
Конфигурация гидравлической системы может различаться в зависимости от типа навесного оборудования. В основе элемента лежит шестеренчатый насос НШ-100, приводимый в движение от шестерен распределения мотора. В состав гидросистемы входят полнопоточный фильтр и трехзолотниковый гидрораспределитель.
Бульдозер имеет классическую каркасную кабину с минимальным уровнем комфорта. Кабина монтируется на виброизолированной платформе и выглядит достаточно современно. За счет большой площади остекления достигается хорошая обзорность. В салоне располагаются органы управления и удобное кресло с настройками под параметры оператора. Внутри присутствуют мощный отопитель и вентиляционная система для поддержания заданной температуры.
ЦЕНА ДЗ 109
Производство бульдозеров ДЗ 109 завершилось, потому модели без пробега в продаже отсутствуют. Стоимость версий на ходу находится в пределах 190-350 тысяч рублей.