Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Бульдозер ДЗ 130 выпускался в 1969-1988 годах на базе популярного трактора Т 130. Модель представляла 6 тяговый класс и была распространена практически по всей территории СССР. Популярность техники объяснялась универсальностью, простотой конструкции и неприхотливостью. Помимо стандартного бульдозерного отвала, для техники были доступны тяговые лебедки, рыхлители и другое навесное оборудование.
Производство бульдозера ДЗ 130 осуществлялось на Челябинском трактором заводе. Выпуск серии окончательно завершился в 1988 году, после чего ее заменили более совершенной моделью. Помимо стандартной версии, потребителям предлагалась болотоходная вариация ДЗ 130Б с увеличенной площадью гусеничной части, снижающей давление на грунт и позволяющей передвигаться по районам с малой несущей способностью.
Бульдозер предназначался для перемещения значительных объемов материалов и грунта на дистанцию до 100 м. ДЗ 130 использовался на строительных площадках, в сельском и лесном хозяйстве, промышленности и как дополнительная техника при добыче полезных ископаемых. Главным недостатком машины считалась неприспособленность к работе в зимнее время. При очень низких температурах возникали проблемы с пуском агрегата.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗ 130
Габаритные размеры:
- длина – 5193 мм;
- ширина – 2476 мм;
- высота – 3085 мм;
- гусеничная база – 2480 мм;
- клиренс – 415 мм.
Конструкционная масса бульдозера равняется 12720 кг. Максимальное тяговое усилие – 128,2 кН.
Параметры отвала (полусферический/прямой):
- ширина – 3310/3420 мм;
- высота – 1310/1310 мм;
- емкость – 4,75/4,28 куб.м;
- максимальный подъем над уровнем грунта – 1020/1020 мм;
- максимальное заглубление в грунт – 440/440 мм;
- предельный перекос – 10/10 градусов;
- регулировка угла резания – 10/10 градусов;
- вес отвала – 2313/2240 мм.
Опционально бульдозер может оснащаться рыхлителем со следующими характеристиками:
- число зубьев – 3/1;
- максимальное заглубление – 650/650 мм;
- угол рыхления (короткий наконечник) – 45/45 градусов;
- угол рыхления (длинный наконечник) – 30/30 градусов;
- вес рыхлителя – 2245/1555 кг.
Заправочные емкости:
- топливный бак – 290 л;
- бак для гидравлической жидкости – 100 л;
- охлаждающая жидкость – 60 л;
- система смазки мотора – 32 л.
ДВИГАТЕЛЬ
Бульдозер ДЗ 130 оснащался 2 типами 4-тактных дизельных силовых установок:
- двигателем Д 160 (до 1981 года);
- агрегатом Д 180 (1981-1988 года).
Мотор Д 160 – один из наиболее распространенных двигателей в СССР. Главным достоинством данной установки является неприхотливость и надежность. Агрегат уверенно функционирует на низкокачественном топливе. Мотор эффективно работает в самых разных условиях, но не показывает стабильность при экстремальных морозах. Завести агрегат не всегда удается даже при наличии предпускового подогревателя.
Д 180 – модернизированная версия мотора Д 160 с турбонаддувом, имеющая улучшенную конструкцию и большую мощность. Агрегат отличается экономичностью и эффективнее работает в холодное время года. Запуск установки осуществляется при помощи электростартера или пускового мотора.
Параметры двигателя Д 160/Д 180:
- рабочий объем – 14,48/14,48 л;
- мощность – 170/180 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1250/1250 об/мин;
- количество цилиндров – 4/4;
- диаметр цилиндра – 150/150 мм;
- удельный расход топлива – 180/160 г/л.с. в час;
- масса – 2120/2095 кг.
УСТРОЙСТВО
Особенностью конструкции бульдозера ДЗ 130 является высокий запас прочности элементов и узлов, унификация с другими продуктами Челябинского тракторного завода и ремонтопригодность. Владельцы техники вряд ли столкнуться с дефицитом запчастей и деталей, которые, несмотря на снятие машины с производства, по-прежнему есть в продаже. При этом конструкция ДЗ 130 серьезно уступает современным бульдозерам, поскольку еще к началу производства данной техники отдельные технические решения были морально устаревшими.
Ходовая часть модели основана на полужесткой подвеске с балансирной поперечной рессорой. Базируется техника на 2 штампованных лонжеронах, соединенных с задним мостом. Гусеничная часть сделана из стандартных штампованных звеньев-траков, которые объединены в цепь при помощи металлических пальцев.
Параметры ходовой части:
- ширина колеи – 1880 мм;
- удельное давление на грунт – 0,05 МПа.
Для бульдозера ДЗ 130 предусмотрена 8-скоростная механическая (гидромеханическая) трансмиссия с 4 дисками сцепления (по 2 ведущих и ведомых) и муфтой сцепления постоянно замкнутого типа. В состав трансмиссии также входят коническая передача, 2-ступенчатый бортовой редуктор и многодисковые бортовые фрикционы сухого типа. Трансмиссия имеет 8 передач переднего и 4 передачи заднего хода. По заказу может устанавливаться вал отбора мощности.
Диапазон скоростей движения:
- рабочая скорость – до 2,6 км/час;
- транспортная – до 12,0 км/час.
Рулевое управление осуществляется посредством рычажной системы и комплекса ленточных фрикционов. Для выполнения полного разворота используется поворотная муфта. Применение ленточного тормоза позволяет развернуть бульдозер почти на месте.
Бульдозерное оборудование управляется при помощи раздельно-агрегатной гидравлической системы.
Серия ДЗ 130 оснащается стандартной металлической кабиной. В сравнении с современными моделями бульдозеров ее оснащение выглядит скупо. При этом рабочее место оператора достаточно эргономично, а расположение рычагов обеспечивает удобство управления техникой. Водительское сиденье имеет простую конструкцию, мягкую спинку с несколькими регулировками. В салоне присутствуют отопительное устройство и система вентиляции. Опционально доступна установка кондиционера. Резиновые уплотнения защищают от пыли и шума. За безопасность оператора отвечает усиленный каркас безопасности. Панорамное остекление позволяет полностью контролировать работу оборудования и движение техники.
ЦЕНА ДЗ 130
Несмотря на то, что выпуск ДЗ 130 завершился еще в конце 1980-х годов, отдельные модели и сегодня успешно эксплуатируются. Стоимость подержанных машин существенно различается. Версии 1984-1988 года выпуска доступны по цене от 150 до 590 тысяч рублей. Также предлагаются бульдозеры после капитального ремонта. Их стоимость существенно выше – от 1,08 миллиона рублей.