Разделы страницы

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

ДЗ 17 (Д 492) – советский бульдозер десятого тягового класса. Данная техника, как и большинство аналогичных моделей того периода, построена на базе трактора (в основу ДЗ 17 положена версия Т 100М). По конструкции данные машины унифицированы, а отличие заключается в наличии бульдозерного оборудования. Гусеничная ходовая часть позволяет работать на переувлажненных и рыхлых грунтах. Эксплуатация модели возможна в различных климатических условиях при температуре от -40 до +40. Среди достоинств техники следует выделить простоту конструкции, легкость обслуживания и неприхотливость. К минусам машины относится низкая скорость и необходимость применения дополнительного транспорта для перемещения к объекту эксплуатации.

ДЗ 17 базируется на классической версии трактора Т 100 и может использоваться в различных направлениях. Бульдозер применяется для следующих операций:

  • разработка и перемещение материалов, грунта 1-3 категории;
  • подготовка площадки под строительство;
  • очистка дорог и территорий от мусора, камней и деревьев;
  • снос небольших сооружений;
  • различные сельскохозяйственные работы;
  • засыпание канав, траншей, карьеров.

Производство бульдозеров данной серии завершилось в начале 1980-х годов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗ 17

Габаритные размеры (без бульдозерного оборудования):

  • длина – 4255 мм;
  • ширина – 2460 мм;
  • высота – 3040 мм;
  • гусеничная база – 2370 мм;
  • дорожный просвет – 391 мм.

Масса отвала ДЗ 17 составляет 2200 кг, общая масса вместе с трактором – 14000 кг. Номинальное тяговое усилие – 10 тс.

Техника комплектуется поворотным отвалом, имеющим канатно-блочное управление. Вместо толкающих брусьев используется арочная рама, к верхней точке которой при помощи шарниров присоединен отвал. Кромки отвала удерживаются посредством толкателей, сообщающихся с боковыми направляющими рамы через ползуны. Отвал поворачивается при изменении положения ползунов-толкателей, после чего они фиксируются закладными штырями. Поперечный перекос оборудования выполняется за счет опускания проушины одного толкателя и поднятия проушины другого толкателя.

Параметры отвала:

  • ширина – 2940 мм;
  • высота – 815 мм;
  • угол резания – 47-57 градусов;
  • угол поперечного перекоса – 5 градусов;
  • угол перекоса в плане – 63/90 градусов.

Изменение углов осуществляется ручным способом.

ДВИГАТЕЛЬ

ДЗ 17 комплектуется 4-тактным малооборотистым дизельным агрегатом Д-108 с нераздельной камерой сгорания. В сравнении с другими двигателями того времени Д-108 является более экономичным, что обеспечивается наличием смесеобразования с непосредственным впрыском горючего. Предкамеры в конструкции мотора не используются, форсунки монтируются прямо в головки цилиндров. Уменьшение расхода топлива также достигается за счет функции по отключению подачи горючего во 2 и 3 цилиндрах при работе на холостом ходу. Камера сгорания располагается в днище поршня. Запуск агрегата осуществляется при помощи пускового мотора П 23 со стартером СТ 204.

Параметры двигателя Д-108:

  • рабочий объем – 13,53 л;
  • номинальная мощность – 108 л.с.;
  • частота вращения – 1070 об/мин;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 145 мм;
  • запас крутящего момента – 10%;
  • масса агрегата – 2100 кг;
  • удельный расход горючего – 175 г/л.с. в час.

Топливный бак машины вмещает 235 л.

УСТРОЙСТВО

При создании бульдозера ДЗ 17 использовались решения, хорошо зарекомендовавшие себя на тракторе Т 100М. Ходовая часть машины включала подвеску полужесткой схемы, 2 гусеничные тележки, гусеницы и балансир. Тележки располагались по бокам и соединялись с остовом посредством шарнирных узлов. Передняя часть бульдозера опиралась на тележки при помощи листовой рессоры, которая устанавливалась на балансире и была подвижной. Балансир находился в специальной коробке, расположенной на лонжеронах рамы. В нижней части коробки находилась крышка для фиксации балансира, точки ее крепления также применялись для фиксации дополнительных рессор. Гусеничная цепь двигалась за счет колеса натяжения и специального механизма, приводя в движение бульдозер. На звенья цепи устанавливались башмаки.

Характеристики ходовой части:

  • ширина колеи – 1880 мм;
  • размер стандартного башмака – 500 мм;
  • удельное давление на поверхность – 0,47 кгс/кв.см.

Трансмиссия ДЗ 17 включала следующие элементы:

  • механическую коробку передач (5 передних скоростей, 4 задние скорости);
  • рабочий блок с ведущей шестерней и нижним валом;
  • многодисковые сухие поворотные муфты;
  • реверсивную коническую трехходовую центральную передачу.

Максимальное тяговое усилие достигалось на первой передаче, по мере увеличения скорости тяговое усилие снижалось до 2000 кгс (5 передача).

Диапазон скоростей движения:

  • вперед – 2,26-10,13 км/час;
  • назад – 2,79-7,61 км/час.

Муфта сцепления была выполнена в виде отдельного узла, что упрощало демонтаж и обслуживание. Тип сцепления – сухое с 2 ведомыми дисками и рычажно-кулачковым механизмом управления.

Торможение бульдозера осуществлялось при помощи бортовых тормозов, вхождение в поворот – посредством тормозов и бортовых фрикционов. Торможение выполнялось 2 педалями. Также присутствовал горный тормоз, который фиксировал ленты в затянутом состоянии. Он управлялся с использованием специальных фиксаторов.

По внешнему виду ДЗ 17 отличался от других моделей того времени. Лобовые стекла кабины устанавливались под наклоном. Металлическая крыша обеспечивала дополнительную защиту от внешних воздействий и падающих предметов. Условия труда были достаточно комфортными в сравнении с другими советскими машинами. Для оператора устанавливалось мягкое кресло. В салоне присутствовало освещение. Принудительная вентиляция, функционирующая за счет переноса части воздушной массы из кабины в агрегат, поддерживала нормальную температуру внутри. А вот уровень шума и вибрации в салоне был достаточно сильный. Другой особенностью техники стал способ заправки. Она выполнялась даже из тары, находящейся ниже топливного бака, за счет специального вакуумного устройства.

ЦЕНА ДЗ 17

В настоящее время на рынке предлагаются только подержанные варианты ДЗ 17 и в сильно ограниченном количестве. Моделей на ходу достаточно мало и перед покупкой их следует тщательно осмотреть. Стоимость бульдозеров в рабочем состоянии начинается от 110 тысяч рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here