Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Бульдозер ДЗ 18 представляет собой транспортно-землеройную машину, разработанную на базе трактора Т 100МЗГП, дополненного отвалом и специальным управляющим оборудованием. По многим элементам данные машины унифицированы, но использование бульдозерного оборудования было бы невозможным без модернизации отдельных узлов трактора. Помимо доработки деталей, в конструкции ДЗ 18 появились 2 цилиндра опускания/подъема, толкатели, трубопроводы гидросистемы и отвал.
В число наиболее распространенных бульдозеров данная модель не вошла. Однако со своими функциями ДЗ 18 справлялся прекрасно. Техника обладала высоким качеством сборки и длительным периодом работы. Машина находилась в десятом тяговом классе и предназначалась для эксплуатации в климатических районах с температурой от -40 до +40 градусов.
Помимо базовой версии, выпускалась версия ДЗ 18Б с улучшенной гидросистемой управления отвалом и механизмом автоматической стабилизации угловой позиции отвала. Конструктивно модели повторяли другу друга.
ДЗ 18 активно задействовали в строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. При этом основным направлением применения бульдозера было последовательное нарезание и перемещение грунта на короткие расстояния (не более 100 м). Бульдозер использовался для:
- удаления кустарников, растительного слоя, деревьев, камней и различных посторонних предметов;
- разравнивания и транспортировки грунта;
- планировки территории и мест для дорожного строительства;
- засыпки карьеров, ям и оврагов;
- устройства временных дорог;
- разработки песчаных и гравийных карьеров;
- возведения насыпей.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗ 18
Габаритные размеры без отвала:
- длина – 4200 мм;
- ширина – 2400 мм;
- высота – 3000 мм;
- клиренс – 331 мм.
Полная масса ДЗ 18 равняется 18300 кг, номинальное тяговое усилие – 100 кН.
В качестве стандартного бульдозерного оборудования применяется поворотный отвал, имеющий следующие параметры:
- ширина – 3970 мм;
- высота – 1000 мм;
- максимальный подъем над поверхностью – 1050 мм;
- максимальное заглубление в грунт – 250 мм;
- вместимость – 2,1 куб.м;
- угол резания – 50-60 градусов;
- угол установки – 63-90 градусов;
- средняя скорость подъема отвала – 0,4 м/сек.
Средний путь наполнения призмы составляет 4 м. Длительность набора грунта в призму зависит от категории грунта:
- 1 категория – до 4 сек;
- 2 категория – до 9 сек;
- 3 категория – до 14 сек.
ДВИГАТЕЛЬ
ДЗ 18 комплектуется 4-тактным дизелем Д 108. Бескомпрессорный мотор сделан на основе двигателя КДМ 100. Силовая установка имеет нераздельную камеру сгорания и форсунки с 9 распыляющими отверстиями. За теплоотдачу отвечает жидкостная система охлаждения. Пуск агрегата выполняется посредством вспомогательного двигателя П-23, функционирующего на бензине и дополненного электростартером. По заказу бульдозер оснащается специальной схемой для холодного запуска мотора (применяется для зон с минусовыми температурами).
Характеристики агрегата Д 108:
- рабочий объем – 15,5 л;
- мощность – 108 л.с.;
- количество оборотов – 1070 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 75 кгм;
- число цилиндров – 4 (вертикальная схема расположения);
- диаметр цилиндра – 145 мм;
- вес агрегата – 2100 кг;
- степень сжатия – 14.
Показатель удельного потребления топлива равняется 175 г/л.с. в час. Топливный бак вмещает до 235 л горючего.
УСТРОЙСТВО ДЗ 18
Базовым трактором для бульдозера ДЗ 18 является Т 100МЗГП (последняя модель серии Т 100). В плане конструкции машины практически не отличаются. В передней части располагается двигатель, в задней части – кабина. Основные элементы техники устанавливаются на раму, имеющую коробчатое сечение.
Ходовая часть бульдозера имеет сложное строение и базируется на жесткой подвеске. Подобная структура характеризуется высоким ресурсом работы. Основным недостатком жесткой подвески является то, что в кабине ощущаются даже небольшие толчки и вибрации, возникающие в процессе эксплуатации. Ходовая часть также включает гусеничную тележку с балансирным грузом и гусеницами, состоящими из звеньев, соединенных классическим способом (пальцами и втулками). Особенностью гусеничной части являются специальные башмаки с профилем, увеличивающим проходимость техники. Установка цепи выполняется на опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с системой натяжения. Торможение выполняется бортовыми тормозами, поворот и разворот – гидравлическими сервомеханизмами. Подобная компоновка упрощает маневры и позволяет работать на ограниченном пространстве.
Характеристики ходовой части:
- ширина колеи – 1800 мм;
- длина поверхности соприкосновения гусениц с грунтом – 2300 мм.
ДЗ 18 комплектуется классической механической трансмиссией с реверсивной 3-ходовой коробкой передач, включающей 5 скоростей вперед и 4 скорости назад. Управление однодисковым сцеплением выполняется из кабины при помощи рычага и рычажно-кулачкового устройства. Муфта сцепления представлена отдельным узлом, что облегчает ее обслуживание и ремонт. Поворотные муфты – сухие многодисковые с ведомыми дисками, дополненными фрикционными накладками.
Предельная скорость движения:
- перемещение и разработка грунта – 8,8 км/час;
- транспортная скорость – 12,2 км/час;
- набор грунта и копание – 3,6 км/час.
Гидравлическая система базируется на 2 насосах НШ-46, которые отвечают за функционирование гидропривода. Максимальное давление предохранительного клапана – 100 кг/кв.см.
ДЗ 18 имеет стандартную кабину с минимальным набором удобств. Кабина устанавливается на жесткую раму. В салоне имеются отопитель, освещение и принудительная вентиляция. Рабочее место построено вокруг мягкого кресла, рядом с которым размещены рычаги и педали. Пульт управления отвечает за подъем и опускание отвала (переключатель «вверх – вниз»). Также присутствует режим «автомат».
Для автоматической стабилизации отвала используется система «Автоплан-1», позволяющая контролировать выбранный угол в продольном направлении, что улучшает характеристики техники. При выключенной системе бульдозер обычно используют в стандартных бульдозерных операциях, ее включение обеспечивает выполнение планировочных работ с максимальным качеством.
ЦЕНА
В настоящее время на рынке присутствуют только подержанные варианты бульдозеров ДЗ 18, поскольку их выпуск завершился. Стоимость б/у машин на ходу варьируется от 240 до 630 тысяч рублей в зависимости от состояния и года выпуска.