Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Т 100 являлся одним из наиболее распространенных бульдозеров десятого тягового класса в СССР второй половины 20 века. Модель была задействована во многих отраслях по всей территории страны. Техника представляла собой глубокую модернизацию трактора С 100 и изначально должна была называться С 100М. Выпуском серии занимался Челябинский тракторный завод с 1964 по 1977 год. Основная версия оснащалась только отвалом и имела огромный запас прочности. Существовали и другие модификации:
- Т 100М – бульдозер с лебедкой без возможности установки заднего навесного оборудования;
- Т 100МБ – аналог Т 100М с широкими башмаками;
- Т 100МГП – версия для использования в промышленности и строительстве. Отличалась возможностью установки переднего и заднего навесного оборудования;
- Т 100МБГ – аналог Т 100МГП с широкими башмаками для эксплуатации на болотистой местности.
Существовали и другие модели (более 20 разновидностей). Т 100 считался универсальной машиной и использовался в различных направлениях: для валки леса, подготовки площади под застройку, строительства дорог, обработки сельскохозяйственных земель, уборки местности и выполнения других операций.
Примечательно, что выпуск Т 100 завершился довольно давно, но отдельные версии бульдозера применяются и в настоящее время. Большое тяговое усилие, простота ремонта и эксплуатации, неприхотливость делают модель отличным помощником в любых операциях.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Габаритные размеры (стандартная версия без навесок):
- длина – 4200 мм;
- ширина – 2400 мм;
- высота – 3000 мм;
- дорожный просвет – 331 мм.
Техника в конструктивном положении без оборудования имеет массу 11100 кг. Металлоемкость составляет 102 кг/л.с. Особенностью бульдозера является высокое тяговое усилие. На первой передаче показатель достигает 9500 кг. При увеличении скорости тяговое усилие заметно снижается. На третьей передаче показатель равняется 6000 кг, на пятой передаче – 5000 кг. При перемещении с грузом обычно используют пониженную передачу.
ДВИГАТЕЛЬ
Для базовой модели Т 100 предлагался малооборотистый двигатель Д-108, разработанный специально для тракторов и бульдозеров данной серии. Силовая установка пришла на смену морально устаревшему мотору КДМ-100. Агрегат Д-108 выполнен в формате 4-цилиндровой конструкции с нераздельной камерой внутреннего сгорания, размещенной в поршнях мотора. В форсунках агрегата располагается сразу 9 распылителей, а в фильтр очистки масла монтируется центрифуга реактивного типа. За счет пониженной степени сжатия пуск двигателя упрощается.
Мотор имеет хороший запас мощности, позволяющий бульдозеру длительное время работать на пределе возможностей. В качестве опции устанавливается пусковой двигатель П-23 с особым стартером, за счет которого запуск машины при минусовых температурах упрощается.
Характеристики двигателя Д 180:
- рабочий объем – 15,53 л;
- номинальная мощность – 108 л.с.;
- номинальная частота вращения коленвала – 1070 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 82 кГм;
- запас крутящего момента – 10%;
- диаметр цилиндра – 145 мм;
- масса мотора – 2100 кг.
Бульдозер комплектуется топливным баком на 235 л.
УСТРОЙСТВО Т 100
Конструкция серии Т 100 предусматривает переднее расположение двигателя и заднее расположение кабины. Полужесткий ходовой механизм включает 2 гусеничные тележки, гусеницы и балансирное устройство, представляющее собой рессорную пластину с 2 рессорами стабилизации. Тип тележек – сварной с рамой коробчатого сечения. Гусеничная цепь монтируется на поддерживающие и опорные катки и имеет систему натяжения и движения, состоящую из натяжного колеса и натяжного механизма. Цепь составлена из множества звеньев, крепление которых друг к другу осуществляется при помощи палец и втулок. На звеньях располагаются башмаки.
Полужесткая подвеска повышает эффективность передвижения по неровностям, но в процессе эксплуатации оператор ощущает множество незначительных толчков даже при движении на малой скорости.
Характеристики ходовой части:
- ширина колеи – 1800 мм;
- длина опорной поверхности гусеничной части – 2300 мм;
- удельное давление на поверхность – 0,47 кгс/кв.см.
Трансмиссия Т 100 практически не отличается от трансмиссии предшественника. Конструкция предполагает наличие сцепной муфты, которую при необходимости можно снять без больших потерь времени (фактически она является самостоятельным узлом в составе трансмиссии). Реверсивная 3-ходовая коробка передач механического типа имеет 5 скоростей для передвижения вперед, 4 скорости – для передвижения назад. Ведущая шестерня представляет единый блок с нижним валом.
Система поворота бульдозера использует сухую многодисковую муфту с ведомыми дисками, дополненными фрикционными накладками. Управление выполняется посредством специализированных серворычагов (из кабины).
Диапазон скоростей движения:
- переднее направление – 2-10 км/час;
- заднее направление – 2,8-7,6 км/час.
Гидравлическая система имеет классическое построение с фронтальными гидроцилиндрами.
Серия Т 100 оснащается большой кабиной, которая на момент запуска бульдозера в производство считалась одной из наиболее удобных. В салоне располагается мягкое сиденье оператора. Вентиляционная система и освещение делают работу водителя удобной и комфортной. Для эксплуатации в зимнее время предусмотрен отопитель. Среди недостатков значатся ощутимая вибрация в процессе выполнения операций и шум воздуха, появляющийся при работе принудительной системы вентиляции. Фары обеспечивают возможность управления машиной в темное время суток. Управление бульдозером выполняется при помощи рычагов и кнопок. Большая площадь остекления и особый наклон стекол обеспечивают отличную видимость проблемных точек.
ЦЕНА Т 100
Производство бульдозеров серии Т 100 завершилось еще в конце 1970-х годов, потому в продаже на сегодняшний момент присутствуют исключительно подержанные версии. Причем состояние большинства из них нерабочее. Цены на б/у модели, годные к эксплуатации, находятся в пределах 90-180 тысяч рублей. Версии после капитального ремонта предлагаются за 310-400 тысяч рублей.