Разделы страницы

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Бульдозер Т 130 – гусеничная техника общего назначения, выпуском которой занимался Челябинский тракторный завод. Первые экземпляры машины появились в 1969 году. Модель создавалась путем глобальной модернизации бульдозера Т 100. Производство данной серии продлилось почти 30 лет и завершилось в 1988 году (на смену пришла версия Т 170). За это время было собрано огромное количество бульдозеров Т 130, которые распространились по всей территории СССР.

Техника представляла 6 тяговый класс и отличалась простотой конструкции, малой стоимостью и доступностью элементов. В качестве базового оборудования на машину устанавливался бульдозерный отвал. Помимо стандартного исполнения (Т 130), предлагалась версия для эксплуатации на болотистой местности (Т 130Б).

Сфера применения бульдозера оказалась достаточно обширной. Модель использовали на строительных площадках, в сельском хозяйстве, горно-добывающей и лесной промышленности, в коммунальном хозяйстве и при строительстве дорог. Техника прекрасно справлялась с перемещением больших масс грунта, засыпкой углублений и котлованов, транспортировкой тяжелых бревен, планировкой территории и уборкой строительного мусора.

Несмотря на то, что выпуск бульдозеров Т 130 полностью завершился еще в 1988 году, некоторые модификации продолжают успешно выполнять свои функции и сегодня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 130

Габаритные размеры (без учета бульдозерного оборудования):

  • длина – 5193 мм;
  • ширина – 2475 мм;
  • высота – 3085 мм;
  • гусеничная база – 2478 мм;
  • дорожный просвет – 415 мм.

Ширина техники с базовым отвалом составляет 3200 мм.

Конструктивная масса бульдозера в заводской комплектации равняется 14300 кг.

Заправочные емкости:

  • основной топливный бак – 290 л;
  • емкость для гидравлической жидкости – 100 л;
  • бак системы охлаждения – 60 л;
  • резервуар системы смазки мотора – 32 л.

ДВИГАТЕЛЬ

С 1969 по 1981 год бульдозер комплектовался 4-тактным дизельным агрегатом Д 130. Двигатель имел классическую конструкцию с жидкостной системой охлаждения. Активация выполнялась при помощи пускового мотора, работающего на бензине. Дизель предназначался для эксплуатации в зонах с температурой от -40 до +40 градусов. Однако в сильные морозы возникали существенные проблемы с запуском агрегата. В связи с этим силовую установку впоследствии стали комплектовать предпусковым подогревателем. Мощность мотора Д 130 составляла 140 л.с.

К концу 1970-х годов агрегат морально устарел, потому на бульдозер Т 130 начали устанавливать более совершенный двигатель Д 160. Новая силовая установка позволила увеличить производительность техники. При этом основные достоинства мотора (неприхотливость, надежность, легкость обслуживания) сохранились. Запуск двигателя по-прежнему осуществлялся при помощи бензинового «пускача». Особенностью агрегата Д 160 стало наличие турбонаддува. Мотор демонстрировал уверенную работу на любом дизельном топливе независимо от условий эксплуатации.

Параметры двигателя Д 160:

  • рабочий объем – 14,48 л;
  • мощность – 118 (160) кВт (л.с.);
  • количество цилиндров – 4 (рядное расположение);
  • диаметр цилиндра – 145 мм;
  • удельный расход топлива – 163 г/л.с. в час.

УСТРОЙСТВО

Конструкция бульдозера Т 130 уже к началу массового выпуска была достаточно устаревшей, поскольку ее основа была заложена еще в 1930-х годах. В связи с этим в процессе эксплуатации возникали определенные неудобства. Подвеска машины представляла собой полужесткий механизм с поперечной рессорой, состоящей из двух прочных лонжеронов. По обе стороны устанавливались гусеницы, составленные из отдельных звеньев с соединением при помощи стальных пальцев. Передвижение техники выполнялось за счет 4 колес (2 ведущих колеса). Полужесткая подвеска не позволяла реализовать весь потенциал машины, а оператор при движении чувствовал ощутимые толчки. При этом по уровню надежности и дешевизне обслуживания подвеска считалась одной из лучших.

Параметры ходовой части:

  • расстояние между гусеницами – 1880 мм;
  • давление на грунт – 0,05 МПа.

Управление техникой осуществлялось с использованием комплекса рычагов, взаимодействующих с бортовыми фрикционами. Последние практически не совершенствовались еще с времен серии С 80, потому срок их службы был крайне малым. Рычажная система контактировала с муфтами и валами, размещенными на заднем мосту. Разворот бульдозера выполнялся при помощи ленточного тормоза.

На Т 130 устанавливалась 8-ступенчатая механическая трансмиссия, имеющая следующие особенности:

  • бортовой редуктор;
  • по 2 ведомых и ведущих диска сцепления;
  • 8 передач вперед, 4 передачи назад;
  • муфту сцепления замкнутого типа.

Подвижные шестерни обеспечивали плавность переключения скорости. Коробка передач позволяла менять скорость независимо от направления движения и выбранной передачи. Полноценной передачи мощности двигателя при работе с максимальной нагрузкой не происходило. Педали и рычаги управления взаимодействовали непосредственно с трансмиссией, что приводило к заметной вибрации. Максимальная скорость движения вперед составляла 12 км/час, назад – 10,8 км/час. Последние версии Т 130 оснащались гидромеханической трансмиссией, которая существенных улучшений параметров не давала.

Серия оснащалась гидравлической системой раздельного типа. Навесное оборудование могло крепиться с разных сторон, что расширяло возможности бульдозера.

Кабину Т 130 нельзя было назвать образцом эргономики и комфорта. Салон вмещал до 2 человек и оборудовался сиденьями с регулировкой спинки. Рычаги и педали располагались достаточно удобно (даже оператору с небольшим ростом не приходилось тянуться к ним). Внутри устанавливались система кондиционирования и отопитель, что позволяло с комфортом работать в зимний и летний период. Сама кабина изготавливалась из высокопрочной стали, устойчивой к деформации и внешним воздействиям. Комплексная установка резиновых уплотнителей существенно сокращала уровень шума в салоне. Главным недостатком кабины считались сильная вибрация, ощущаемая в процессе работы. Помимо самой рамы, она чувствовалась на педалях и рычагах.

ЦЕНА Т 130

Бульдозеров Т 130 без пробега на рынке не предлагается. Моделей в нормальном состоянии также сравнительно немного. Стоимость подержанных машин на ходу находится в пределах 290-540 тысяч рублей. Бульдозеры с дефектами можно приобрести за 70-120 тысяч рублей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here