Разделы страницы

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

Т 180 – гусеничный бульдозер 15 тягового класса. Производством данной серии занимался Брянский автомобильный завод. Прототипом для модели выбрали популярный трактор Т 140. После глубокой модернизации появилась полностью новая машина, превосходящая предшественника практически по всем параметрам. В 1965 году разработчики представили Т 180, а спустя год появился бульдозер с гидравлической системой для управления устройствами и отвалом. Примечательно, что данная модель оказалась первым советским трактором, относящимся к 15 тяговому классу. Благодаря этому техника быстро распространилась по СССР.

Изначально бульдозер Т 180 предназначался для промышленной работы и применялся в горнодобывающей и газовой сфере, лесном хозяйстве и на строительных объектах. Позднее его стали использовать в дорожном строительстве и даже в сельском хозяйстве (глубокая пахота залежных земель и целины, мелиоративные операции). Несмотря на значительный вес, модель обладала отличной проходимостью. Техника была прекрасно адаптирована к отечественным условиям работы (суровый климат, топливо низкого качества).

Помимо базовой версии, Брянский завод выпускал модификации для использования в районах Севера (Т 180С) и карьерные вариации с усиленной рамой и увеличенным дорожным просветом (Т 180КС). Производство серии завершилось в 1987 году, но по заключенным договорам отдельные модели продолжали собирать до 1992 года.

Т 180 серьезно уступает современным аналогам, но полностью своей актуальности модель не потеряла. Бульдозер продолжают применять в различных направлениях.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры (без дополнительного оборудования):

  • длина – 5420 мм;
  • ширина – 2720 мм;
  • высота по кабине – 2820 мм;
  • гусеничная база – 3220 мм;
  • минимальный радиус поворота – 2040 мм;
  • клиренс – 550 мм.

Конструктивная масса бульдозера составляет 14950 кг. Модель относится к 15 тяговому классу, при этом тяговое усилие сокращается при увеличении скорости. На отметке в 3 км/час показатель равняется 13820 кгс, на скорости 12 км/час – всего 2620 кгс.

ДВИГАТЕЛЬ

Бульдозер Т 180 оснащался двигателем Д-180, спроектированным специально для работы на дизельном горючем. В качестве образца для данного агрегата был выбран мотор Д-108 (Челябинск). Конструкция установки основывалась на блоке с 6 цилиндрами, которые имели вертикальное расположение. Сгорание горючей смеси происходило в предкамере. Охлаждающая система строилась на замкнутом радиаторе, где циркулировала жидкость (антифриз или вода). На все версии Т 180 монтировался один тип агрегата Д-180 – 4-тактная модель без компрессора с нераздельной камерой сгорания. Запуск двигателя осуществлялся при помощи стартового электрического мотора П-23. Для облегчения запуска в условиях минусовых температур использовался двухступенчатый декомпрессор (декомпрессия в 3 или 6 цилиндрах). Примечательно, что данный агрегат долгое время считался флагманским.

Параметры двигателя Д-180:

  • рабочий объем – 20,28 л;
  • номинальная мощность – 128,8 (175) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения коленчатого вала – 1100 об/мин;
  • степень сжатия – 14;
  • диаметр цилиндра – 145 мм;
  • удельный расход топлива – 238 (175) г/кВт в час (г/л.с. в час);
  • емкость топливного бака – 325 л.

УСТРОЙСТВО Т 180

В основе бульдозера Т 180 лежит сварной корпус, сделанный из балки, 4 держателей, поперечных и передних брусьев. Для монтажа навесных устройств используется специальный жесткий механизм и кронштейны. Машина имеет стандартную схему компоновки с передним расположением двигателя и задним расположением кабины.

Ходовая часть базируется на эластичной торсионной подвеске с балансирными каретками, за счет чего достигается плавность хода независимо от типа операций и скорости движения. Гусеничный движитель (основной элемент ходовой части) заключен внутри цепи с пальцевой связью с головным колесом. 6 опорных катков соединены попарно с 2-плечными балансирами. Верхние катки имеют крепление к опорам, приваренным к продольным балкам шасси.

Параметры ходовой части:

  • ширина колеи – 2040 мм;
  • количество звеньев цепи – 41;
  • ширина базового трака – 580 мм;
  • высота грунтозацепа – 75 мм;
  • удельное давление на грунт (твердый/мягкий) – 0,05/0,03 МПа.

На Т 180 устанавливается механическая 5-ступенчатая 4-ходовая коробка переключения передач. Для движения предусмотрены 5 скоростей вперед и 2 скорости назад. Главная передача – конического типа, конечные передачи – 1-ступенчатые с прямозубыми шестернями. В состав муфты сцепления сухого типа входит пневматический сервомеханизм (педаль сцепления находится справа).

Разворот бульдозера выполняется посредством отсоединения от силовой передачи гусеницы, в сторону которой планируется осуществить разворот. За данную функцию отвечает одноступенчатый планетарный механизм ступенчатых колес, расположенный за конусной передачей. Он адресует крутящий момент конечным передачам и обеспечивает плавную регулировку скорости гусениц относительно друг друга, что и позволяет менять направление движения. Предельная скорость движения техники достигает 12 км/час.

Тормозная система включает ленточные тормоза с двусторонним действием с ФГ 12Б, работающие в масляной ванне. Педаль тормоза располагается слева, после ее нажатия рычаги контроля механизмами поворота занимают заднюю позицию. Механический фиксатор, оставляющий педаль тормоза в нажатом положении и позволяющий не держать ногу на педали, служит в качестве стояночного тормоза.

Напряжение в электрической сети бульдозера составляет 12 В. Электрооборудование состоит из аккумулятора 6МТ-90МС, электромагнитного регулятора, генератора Г-304, пускателя и фар ФГ 12Б, позволяющих работать в темноте.

Кабина Т 180 рассчитана на 3 человек и оборудована 2 дверцами. Звуковая и тепловая изоляция вшиты в корпус кабины, что отчасти блокирует негативные воздействия извне. В салоне присутствует фильтрующий вентилятор, подающий внутрь воздух, очищенный от микрочастиц и пыли. Мощный отопитель позволяет работать даже в сильные морозы. Удобные сиденья оборудованы подлокотниками, эластичные спинки настраиваются по углу наклона. В верхней части салона расположен плафон-светильник. По уровню комфорта бульдозер сильно уступает современным аналогам.

ЦЕНА Т 180

Выпуск бульдозеров Т 180 завершился в начале 1990-х годов. В настоящее время на продажу выставляются единичные лоты данной техники. Стоимость подержанных вариантов в рабочем состоянии лежит в пределах 110-350 тысяч рублей.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here