Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Бульдозер Т 330 представляет собой тяжелую спецтехнику (производитель – Чебоксарский завод промышленных тракторов). Разработка модели началась в 1970-х годах. В тот период потребность в энергонасыщенной технике резко выросла, а в СССР подобных машин не существовало (использовались иностранные версии от Коматсу и Катерпиллар). Бульдозер создавался как альтернатива зарубежной технике, но полного копирования узлов разработчики решили не допускать. В результате получилась модель существенно более дешевая, но уступающая иностранным машинам по производительности.
По задумкам разработчиков Т 330 должен был стать базовой версией для нового семейства промышленных бульдозеров, которое включало бы модели разного тягового класса со схожей схемой построения и унификацией по узлам. Внешне модель существенно отличалась от бульдозеров того времени. Изначально кабина была вынесена далеко вперед и находилась рядом с тыльной стороной отвала, практически нависая над ним. В дальнейшем кабину несколько отодвинули назад для улучшения эффективности работы. За счет необычной компоновки разработчики попытались минимизировать усталость оператора путем увеличения обзорности рабочей области.
Выпуск серии Т 330 начался в 1975 году. В настоящее время производство модели продолжается, но с другим названием (ЧЕТРА Т25). Современный аналог Т 330 имеет серьезно доработанную конструкцию и новые элементы конструкции.
Бульдозер Т 330 предназначается для перемещения, резания и рыхления грунта 1-4 категории. Техника эффективна при выполнении следующих работ:
- формирование насыпных сооружений;
- перемещение больших объемов грунта, щебня и гравия;
- заполнение котлованов, ям и выемок;
- создание оснований для дорог;
- расчистка территории с уборкой камней, мелколесья и кустарников;
- складирование строительных материалов;
- разрушение зданий и различных конструкций;
- планировка территории.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 330
Габаритные размеры:
- длина – 9330 мм;
- ширина – 4762 мм;
- высота по выхлопной трубе – 4230 мм;
- дорожный просвет – 570 мм.
Полная масса бульдозера равняется 42000 кг. Тяговый класс машины – 25, предельная тяга – 66000 кг. Максимальное тяговое усилие составляет 670 кН. Глубина преодолеваемого брода – 1000 мм. Эксплуатировать технику допускается при температуре от -50 до +50 градусов.
Т 330 оснащается полусферическим отвалом со следующим параметрами:
- ширина – 4860 мм;
- высота – 1820 мм;
- максимальная высота подъема – 1530 мм;
- максимальный уровень заглубления – 650 мм;
- объем призмы волочения – 13 куб.м;
- заглубление отвала – 650 мм;
- угол перекоса – 12 градусов;
- масса – 7030 кг.
Параметры рыхлителя:
- тип – параллелограммный;
- количество зубьев – 1;
- предельная высота подъема – 950 мм;
- предельное заглубление – 1380 мм;
- диапазон углов рыхления – 14 градусов;
- масса – 6489 кг;
- заглубляющее усилие – 15300 кг;
- усилие подъема – 56400 кг.
ДВИГАТЕЛЬ
Т 330 оснащается 4-тактным дизелем 8ДВТ-330А, выпускаемым Волгоградским моторным заводом. Турбированный агрегат имеет V-образную компоновку и воздушную систему охлаждения, оптимально подходящую для северных районов. Двигатель устанавливается за кабиной в средней части бульдозера. При всех своих достоинствах (неприхотливость, большой запас крутящего момента, мощность) мотор в условиях интенсивной работы уже после 3-4 лет требовал капитального ремонта (общая наработка до капремонта – 4000 моточасов). В этом случае замене подвергались дефектные детали, после чего выполнялись операции обслуживания, что требовало немалых затрат.
Параметры двигателя 8ДВТ-330А:
- рабочий объем – 22,6 л;
- мощность – 250 (330) кВт (л.с.);
- частота вращения – 1700 об/мин;
- число цилиндров – 8;
- масса – 2600 кг;
- удельное потребление топлива – 230 г/кВт в час.
Отдельные версии Т 330 подвергались переоборудованию. Вместо агрегата 8ДВТ-330А на них устанавливали мотор ЯМЗ-240 НМ2. Среди моделей, эксплуатирующихся в настоящее время, подобных версий большинство.
Параметры двигателя ЯМЗ-240 НМ2:
- рабочий объем – 22,3 л;
- мощность – 368 (500) кВт (л.с.);
- частота вращения – 2100 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 1815 Нм;
- число цилиндров – 12;
- диаметр цилиндра – 130 мм;
- удельное потребление топлива – 208 г/кВт в час.
Бульдозер комплектовался топливным баком, вмещающим 670 л горючего.
УСТРОЙСТВО Т 330
Конструкция бульдозера построена на сварной раме, собранной из 2 стальных лонжеронов коробчатого сечения, соединенных в 3 частях поперечинами. В передней части находится балансирная балка с упором на гусеничные тележки. Машина имеет эластичную подвеску с балансирным брусом. Полужесткая ходовая часть собрана из 2 гусеничных тележек, опирающихся на оси передач с возможностью качания. Для всех катков и колес предусмотрена вечная смазка. Натяжение гусеничной части регулируется при помощи механизма натяжения. Гусеничная лента имеет разборную конструкцию и состоит из 42 звеньев.
Параметры ходовой части:
- ширина колеи – 3250 мм;
- количество опорных катков (с каждой стороны) – 14;
- шаг звена гусеничной цепи – 250 мм;
- ширина стандартного башмака – 650 мм;
- площадь контакта гусеничной части с поверхностью – 4,86 кв.м;
- удельное давление на грунт – 0,081 МПа.
Бульдозер оборудован гидромеханической трансмиссией с 3-скоростной реверсивной КП, позволяющей передавать крутящий момент раздельно на оба борта (независимый привод гусениц с возможностью реверсирования).
Диапазон скоростей движения:
- переднее направление – 0-16,7 км/час;
- заднее направление – 0-13,7 км/час.
Тормозная система также позволяет воздействовать раздельно (используются ленточные тормоза с гидроуправлением). Вместе с реверсом это обеспечивает хорошую маневренность, позволяя разворачиваться практически на месте. Поворот выполняется посредством раздельного привода гусениц.
Кабина Т 330 рассчитана на эксплуатацию в суровых условиях. Она имеет остекление в 2 слоя с повышенной защитой от обледенения. Салон герметизирован и оборудован мощной отопительной системой для прогрева. Также присутствуют воздухоочистительная система и вентиляция. Кабина подрессорена амортизаторами для сокращения уровня вибрации. Внутри установлено сиденье оператора с регулировкой по углу наклона. Рычаги и педали находятся в удобном для механизатора месте и позволяют управлять машиной без существенных физических усилий.
ЦЕНА
Бульдозеры Т 330 1992-1996 года обойдутся в 650-900 тысяч рублей (стоимость версий после капитального ремонта – до 2 млн рублей). Модели 2002-2005 года предлагаются по цене в 1,5-3,9 млн рублей. Конечная цена определяется состоянием и степенью износа основных элементов.