Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Т 500 представляет собой тяжелый советский бульдозер промышленного назначения, выпуск которого осуществлялся на Чебоксарском тракторном заводе в 1985-2000 годах. Серия должна была стать частью семейства перспективных бульдозеров с передним расположением кабины (Т 220, Т 330) и унификацией по основным агрегатам и узлам. После создания Т 500 планировалось начать разработку более тяжелых машин.
Опытный вариант модели собрали в 1967 году, но он оказался слишком «сырым», а основные усилия завод потратил на доработку Т 330. В результате прототип бульдозера появился только в феврале 1981 года. Примечательно, что в процессе предсерийного выпуска от переднего расположения кабины отказались, потому к потребителям техника попала уже в стандартной компоновке с моторным отсеком перед кабиной. Еще через 3 года появился окончательный вариант Т 500. Серийное производство машины стартовало только через год. Позднее появилась северная модификация Т 500 УХЛ и другие версии. Модель показала себя очень хорошо и экспортировалась в Испанию, Венесуэлу, Югославию и Австралию.
Бульдозер Т 500 предназначался для выполнения операций в гидротехнической, дорожной, нефтегазовой, сельскохозяйственной и горнодобывающей сфере в регионах с температурой от -50 до +50 градусов. Модель справлялась с тяжелыми землеройными работами, включая операции с замерзшим и каменистым грунтом. Техника относилась к категории сверхтяжелых машин, что делало ее особенно эффективной при выполнении больших объемов работ.
В настоящее время серия Т 500 не выпускается. В обновленной линейке производителя данную модель заменили на версию Т 35.01.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Т 500
Габаритные размеры (стандартное исполнение без навесных устройств):
- длина – 6180 мм;
- ширина – 3150 мм;
- высота – 4150 мм;
- гусеничная база – 3480 мм;
- минимальный радиус поворота – 3300 мм;
- дорожный просвет – 560 мм.
Конструкционный вес бульдозера составляет 41800 кг, эксплуатационный вес – 59455 кг. Техника способна преодолевать подъемы/спуски с 30-градусным уклоном.
В начальном исполнении машина оснащается полусферическим бульдозером (SU) со следующими параметрами:
- ширина – 4530 мм;
- высота – 2120 мм;
- наибольший подъем отвала над грунтом – 1610 мм;
- наибольшее заглубление отвала в грунт – 730 мм;
- емкость призмы волочения – 18,5 куб.м;
- угол поперечного перекоса – 10 градусов;
- масса отвала – 8250 кг.
Характеристики базового рыхлительного устройства:
- тип – параллелограммный с настраиваемым углом рыхления;
- количество зубьев – 1;
- наибольшая высота подъема – 660 мм;
- наибольшее заглубление – 1320 мм;
- предельное усилие отрыва – 49400 кг;
- масса рыхлителя – 6327 кг.
Заправочные емкости:
- топливный бак – 990 л;
- смазочная система двигателя – 75 л;
- гидросистема – 480 л;
- система охлаждения – 150 л.
ДВИГАТЕЛЬ
Основным для бульдозера Т 500 является 4-тактный двигатель ЯМЗ-850.10, выпускаемый Ярославским моторным заводом. Агрегат имеет 12 цилиндров с V-образным расположением и углом развала 90 градусов. Силовая установка оборудована турбонаддувом, механизмом охлаждения наддувочного воздуха, жидкостным охлаждением и непосредственным впрыском топлива. Для эксплуатации в условиях низких температур предусмотрена установка предпускового нагревателя автономного типа.
Характеристики дизельного агрегата ЯМЗ-850.10:
- рабочий объем – 25,86 л;
- мощность – 382 (520) кВт (л.с.);
- расчетная частота вращения – 1900 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 2685 Нм;
- диаметр цилиндра – 140 мм;
- удельный расход топлива – 231 г/кВт в час;
- масса – 2050 кг.
Также на бульдозер Т 500 устанавливается 4-тактный 8-цилиндровый дизель MTU 8V396TC4 с жидкостным охлаждением.
Характеристики мотора MTU 8V396TC4:
- рабочий объем – 31,6 л;
- мощность – 390 (530) кВт (л.с.);
- расчетная частота вращения – 1850 об/мин.
УСТРОЙСТВО
Полужесткая ходовая система бульдозера Т 500 с гидравлическим устройством натяжения гусениц и 2 гусеничными тележками эффективна в любых условиях. Опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса дополнены самоподвижными уплотнениями DUO-CONE, гарантирующими плавность передвижения и устойчивость машины в процессе эксплуатации. Каждая гусеница имеет разъемное и замыкающее звено.
Характеристики ходовой части:
- ширина колеи – 2450 мм;
- число опорных катков – 7 (с каждой стороны);
- число поддерживающих катков – 2 (с каждой стороны);
- число башмаков – 42 (с каждой стороны);
- шаг звена гусеничной цепи – 250 мм;
- высота грунтозацепа – 90 мм;
- ширина стандартного башмака – 650 мм;
- площадь соприкосновения гусениц с грунтом – 4,67 кв.м;
- удельное давление на поверхность – 1,324 кгс/кв.см.
В состав гидромеханической трансмиссии входят:
- бесступенчатый гидротрансформатор для автоматической настройки уровня крутящего момента;
- 3-ступенчатая коробка передач с полным реверсом, обеспечивающая высокую маневренность техники;
- 2-ступенчатая бортовая передача с раздельной настройкой мощности по бортам.
Замедление машины осуществляется при помощи ленточных остановочных тормозов с системой гидроуправления. Предельная скорость перемещения бульдозера Т 500 в переднем направлении составляет 13 км/час, в заднем направлении – 11 км/час.
Бульдозерно-рыхлительное оборудование управляется из кабины посредством гидравлической системы (гидроцилиндров подъема/опускания отвала, перекоса отвала, гидроцилиндров подъема/опускания рыхлителя, изменения угла резания рыхлителя). Гидросистема базируется на шестеренчатых насосах с производительностью 500 л/мин.
Для бульдозера Т 500 разработана одноместная цельнометаллическая кабина, монтируемая на резиновых амортизаторах, смягчающих вибрационные воздействия и толчки в процессе выполнения операций. Кабина имеет шумопоглощающую обивку, калориферный обогреватель и вентиляционное устройство, которые позволяют оператору работать с комфортом. Опционально предлагается установка кондиционера. За счет двойного остекления обеспечивается отличная видимость. Водительское сиденье имеет настройки, посредством которых водитель может отрегулировать его с учетом роста и веса. В качестве опции предлагается защита от падения предметов (специальные решетки) и от переворачивания машины (дополнительные стойки).
ЦЕНА Т 500
Производство серии Т 500 остановлено в 2000 году, потому модели без пробега в продаже отсутствуют. Подержанные бульдозеры (1989-1992 годов выпуска) предлагаются по цене 1,2-2,8 млн рублей.