Разделы страницы
ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ
Грейдер ДЗ 122 представляет собой специализированную самоходную технику среднего класса, выпускаемую предприятием «ДорМаш». Разработка машины началась в 1970-х годах, а первые машины ДЗ 122 были выпущены в 1980 году. Основным рабочим орудием автогрейдера стал грейдерный отвал.
Основные функции грейдера ДЗ 122:
- очистка больших территорий от снега и ледяного покрова;
- обслуживание и ремонт обочин и дорог;
- перемещение грунта 1-3 категории;
- вскрытие и рыхление асфальтового покрытия и грунта;
- планировка территории;
- создание ям, выемок и насыпей;
- открытие и формирование дорожного корыта;
- разравнивание и смешивание сыпучих материалов.
Наиболее востребованным автогрейдер оказался у дорожных и коммунальных служб.
Техника ДЗ 122 использовалась практически на всей территории СССР и России и регулярно подвергалась доработкам и улучшениям. В результате вышло огромное количество различных версий данного автогрейдера (только модификация ДЗ 122А представлена 12 исполнениями). Последними в линейке были машины ДЗ 122Б. Предлагаемые версии отличались друг от друга наличием шарнирно-сочлененной или жесткой рамы, гидромеханической или механической коробки передач, различными типами двигателя. Последние версии получили кресло Pilot, немецкий отопитель, кондиционер и систему мониторинга GPS.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗ 122
Габаритные размеры:
- длина – 10010 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 3620 мм;
- радиус поворота (по наружному колесу) – 6800 мм.
Масса снаряженной техники ДЗ 122 составляет 13800 кг.
Основным для серии является грейдерный отвал с гидроцилиндрами перемещения. Ширина оборудования составляет 2700 мм. Подъем относительно поверхности может достигать 350 мм, опускание в грунт – 350 мм. Для обработки боковой поверхности возможен поворот на угол до 90 градусов.
Для ДЗ 122 также доступны:
- неповоротный отвал с шириной 2500 мм;
- поворотный отвал с шириной 3090 мм, глубиной опускания ножа в грунт – 50 мм. Угол поворота ножа составляет 28 градусов (в обе стороны);
- кирковщик-рыхлитель с шириной 1366 мм, глубиной рыхления – 250 мм. Количество зубьев равняется 4.
ДВИГАТЕЛЬ
Грейдер ДЗ 122 комплектуется различными двигателями:
- А01МС;
- ЯМЗ-236;
- Д-260;
- Deutz;
- Cummins.
Агрегат А01МС устанавливается в базовом заводском исполнении и представляет собой турбированный дизель с 6 цилиндрами. Для облегчения запуска мотор дополнительно комплектуется пусковым двигателем или электростартером.
Характеристики агрегата А01МС:
- рабочий объем – 11,15 л;
- номинальная мощность – 150 л.с.;
- номинальное количество оборотов коленвала – 1700 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 666 Нм;
- удельный расход топлива – 165 г/л.с. в час.
Американский двигатель Cummins имеет 6 цилиндров. Его конструкция предполагает наличие турбонаддува.
Характеристика мотора Cummins:
- рабочий объем – 5,88 л;
- номинальная мощность – 135 (165) кВт (л.с.);
- номинальное количество оборотов коленвала – 2200 об/мин;
- максимальный крутящий момент – 590 Нм;
- удельный расход топлива – 165 г/л.с. в час.
ЯМЗ-236 представляет собой дизельную 6-цилиндровую силовую установку от Ярославского моторного завода со следующими характеристиками:
- рабочий объем двигателя составляет 11,15 л,
- номинальная мощность – 132 кВт,
- номинальное количество оборотов коленвала – 2100 об/мин.
Двигатель Д 260 является менее распространенным и имеет следующие характеристики:
- рабочий объем – 7,12 л,
- номинальная мощность – 114 кВт,
- номинальное количество оборотов коленвала – 2100 об/мин.
Также автогрейдеры ДЗ 122 могут комплектоваться немецкими моторами Deutz с турбонаддувом и следующими характеристиками:
- рабочий объем – 4,7/4,7 л;
- номинальная мощность – 104/129 кВт;
- номинальное количество оборотов коленвала – 2200/2200 об/мин;
- количество цилиндров – 4/4.
В качестве опции для грейдеров данной серии предлагается предпусковой подогреватель. Емкость топливного бака составляет 230 л.
УСТРОЙСТВО
Главным силовым элементом грейдера является основная рама со сложной конструкцией. Использование в ее составе профиля, сделанного из высокопрочной стали, обеспечивает необходимую жесткость. На раме в процессе сборки устанавливаются кронштейн и специальный цилиндрический фиксатор, используемый в качестве стопора для тяговой рамы и позволяющий запускать в движение оборудование.
ДЗ 122 имеет колесную формулу 1 на 2 на 3. Передний мост предполагает наличие ступиц, рулевых тяг с наконечниками и цилиндров поворота и наклона колес. Задняя тележка дополнена тормозными механизмами, балансирами и редукторами. Все колеса, установленные в задней части, являются ведущими. Усилие от мотора на колеса передаются посредством карданных валов и карданной передачи.
Параметры ходовой части:
- ширина колеи (передней/задней) – 2000 мм;
- угол наклона колес – 20 градусов (в обе стороны);
- угол складывания основной рамы – 30 градусов (влево и вправо);
- угол качания балки переднего моста – 15 градусов (влево и вправо).
Потребителям предлагаются следующими типы коробок передач:
- 6-ступенчатая механическая КПП с 6 передачами вперед и 2 передачами назад (передаточное число – 0,835);
- 6-ступенчатая механическая КПП с 6 скоростями вперед и 2 скоростями назад (передаточное число – 0,62);
- 4-ступенчатая гидромеханическая КПП с 4 передачами вперед и 2 передачами назад.
Последние модификации ДЗ 122 оснащаются трансмиссией Zahnrad Fabrik с 6 передними и 3 задними скоростями.
Предельная скорость перемещения вперед составляет 43 км/час, назад – 25,2 км/час.
На начальных версиях устанавливается колодочная тормозная система. На более поздних моделях используются дисковые тормоза, функционирующие в масляной ванне. Управление торможением осуществляется при помощи гидравлики, что повышает эффективность маневрирования в сложных условиях. Также присутствует аварийный тормоз.
Кабина ДЗ 122 является цельнометаллической, за счет чего достигается защита водителя. Помимо этого, имеются системы FOPS и ROPS. Располагается кабина над трансмиссией и мотором за задней тележкой, что упрощает управление грейдером. Важным достоинством кабины является круговая обзорность, облегчающая контроль основных процессов. Хорошая шумо- и звукоизоляция салона позволяют работать практически в любых условиях (при температуре от -40 до +40 градусов). Дополнительно в кабине присутствуют системы кондиционирования и отопления. Рулевая колонка и кресло оператора располагаются в удобном для управления месте.
ЦЕНА ДЗ 122
Стоимость подержанных моделей ДЗ 122:
- 1996-1999 год – 450-670 тысяч рублей;
- 2004-2007 год – 0,75-1,1 миллиона рублей.